2012. V Батаевские чтения


Общечеловеческие ценности как основа формирования культуры мира у обучающихся

Гирфанова Л.П.

16 ноя 2012

В современном мире четко прослеживается ряд тенденций, влияющих на его дальнейшее развитие. Прежде всего глобализация всех сторон жизни мирового сообщества, обусловленная макроэкономическими, политическими, культурными процессами. Другой тенденцией является ускоренное развитие информационных технологий, обеспечивающее все большую доступность, открытость, обмен информацией. Международным контактам способствует также значительно возросшая мобильность людей, позволяющая преодолевать пространства, вступать в межличностное общение представителей разных национальностей, что, с одной стороны, способствует взаимопониманию, взаимопроникновению культур, но, с другой стороны, часто порождает неприятие, конфликты, если нормы жизни, традиции разных этносов приходят в противоречие.

Важным средством гармонизации международных отношений в современных условиях становятся общечеловеческие ценности, составляющие базовое содержание культуры мира как универсальной мировоззренческой и поведенческой модели, аккумулировавшей в себя важнейшие принципы демократии и прав человека, толерантности и устойчивого мирового развития. Образование как социальное и общечеловеческое явление призвано ориентировать подрастающее поколение на общечеловеческие ценности, тем самым, воспитывая у него культуру мира, дружбы и взаимодействия народов.

Модернизация современного образования выдвигает на первый план проблему её целеполагания. Важнейшим принципом, прописанным в «Законе об образовании РФ», является ориентация образования на общечеловеческие ценности, что, несомненно, указывает на его гуманистическую сущность. С самого начала перестроечного периода отечественная педагогическая наука начала поиск ценностно-целевых оснований обновляющейся системы образования.

В центре аксиологического мышления находится концепция взаимозависимого и взаимодействующего мира, которая утверждает, что наш мир – это мир целостного человека, поэтому важно научиться видеть то общее, что не только объединяет человечество, но и характеризует каждую отдельную личность. Рассматривать социальное развитие вне человека – значит отделять мышление от его гуманистического фундамента. Именно в контексте такого мышления «гуманизация представляет собой глобальную тенденцию современного общественного развития, а утверждение общечеловеческих ценностей составляет его содержание»[1]. Именно такая позиция, с нашей точки зрения, позволяет выделить ещё один важный аксиологический принцип исследования педагогических явлений – приоритет общечеловеческих ценностей. Именно общечеловеческие ценности должны выступать критерием оценки любых ценностных аспектов реальной, в том числе и педагогической, действительности. Содержание личностных, групповых, этнических, социальных ценностей должны соотноситься с общечеловеческими и на этой основе оцениваться их значимость. Система общечеловеческих ценностей должна выступать в качестве ценностных ориентиров и обобщенных целей образования личности. Отсюда вытекает важная теоретико-методологическая задача: выявление природы и сущности общечеловеческих ценностей, разработка нормативной модели системы общечеловеческих ценностей и её обоснование, апробация этой модели в реальном педагогическом процессе.

Исследуя объективную природу общечеловеческих ценностей и рассматривая их как явление психической жизни человека, мы обратились к культурно-исторической концепции Л.С.Выготского, рассматривающей развитие психики человека на двух взаимосвязанных уровнях: филогенетическом и онтогенетическом. Сущность концепции выдающегося отечественного психолога находит отражение в его известном высказывании: "всякая высшая психическая функция в развитии ребенка появляется на сцене дважды – сперва как деятельность коллективная, социальная, второй раз как деятельность индивидуальная, как внутренний способ мышления ребенка"[2]. Именно на уровне филогенеза общечеловеческие ценности приобретают свою объективную природу.

Человеческая деятельность являлась главным условием и источником развития, как культуры, так и самого человека. Она изначально носила коллективный характер – это было важным условием выживания человека, и была направлена на удовлетворение его актуальных потребностей. В процессе общечеловеческой деятельности создавалась культура, понимаемая нами в аксиологическом смысле как совокупность материальных и духовных ценностей, создаваемых человеком. Согласно культурно-исторической концепции Л.С.Выготского культура фиксировалась в знаках культуры. На основе смыслов, заключенных в знаках культуры, постепенно формировалось коллективное сознание, которое как раз и является сферой бытования общечеловеческих ценностей. Таким образом, под коллективным сознанием мы понимаем совокупность всех смыслов и значений, заложенных в знаках культуры. Отсюда вытекает, что общественное сознание – это только часть коллективного сознания, проявляющегося на том или ином этапе исторического развития конкретного общества. Коллективное сознание, зафиксированное в знаках культуры (произведениях искусства, архитектуры, литературе, музыке, науке и др.) носит объективный характер и является источником формирования индивидуального сознания в онтогенезе.

Развитие потребностной сферы человека привело к дифференциации видов деятельности и формированию на их основе различных форм коллективного сознания таких, как мораль, искусство, наука, право, политика и др. Логика деятельностного подхода диктует рассмотрение общечеловеческих ценностей в соответствии с психологической структурой деятельности. Постепенное осознание своих потребностей привело человечество сначала в лице своих наиболее ярких представителей, реализующихся в определенном виде деятельности, к формированию мотивационной сферы и затем к целеполаганию, поиску средств осуществления деятельности. В процессе совместной деятельности вырабатывались определенные нормы трудовых отношений; результатом усвоения существующих в деятельности форм поведения становились определенные качества личности, которые по своей психологической природе «…являются как бы синтезом, сплавом специфического для данного качества мотива и специфических для него форм и способов поведения»[3].

Ценности-цели, ценности-средства, ценности-нормы, ценности-качества в своем синкретическом единстве постепенно обобщались, абстрагировались, идеализировались, кристаллизуясь в определенной форме коллективного сознания в виде некоего образца, Абсолюта, положительного полюса его аксиологического пространства. Таким образом, под общечеловеческими ценностями мы понимаем идеальные цели, средства, нормы, качества личности, формирующиеся в процессе осуществления различных видов деятельности человечества и отражающиеся в соответствующих формах коллективного сознания как позитивный полюс его аксиосферы. При этом ценности-цели составляют родовые понятия, по отношению к которым видовыми являются ценности-средства, необходимые для достижения данных целей, ценности- нормы, регулирующие отношения в процессе определенной деятельности, и ценности-качества, формирующиеся как необходимые для осуществления соответствующих видов деятельности. Отсюда можно сделать вывод, что общечеловеческих ценностей, составляющих родовые понятия, не так уж и много. Их приблизительно столько же, сколько существует различных форм коллективного сознания. Они носят идеальный, предельно абстрактный характер, выступая в виде определенного образца, абсолюта, на который необходимо ориентироваться в том или ином виде деятельности (см. Табл.1). Необходимо отметить, что источником представленных в таблице понятий, отражающих общечеловеческие ценности, послужили труды выдающихся мыслителей прошлого и настоящего, однако, являясь, в целом, результатом авторского видения носят дискуссионный характер и могут уточняться в дальнейшем. Нашей задачей было, прежде всего, представить логику рассмотрения генезиса общечеловеческих ценностей.

Общечеловеческие ценности не являются раз и навсегда данными. Они носят устойчивый характер в той мере, в какой устойчивой является та или иная потребность человечества, порождающая определенный вид деятельности и соответствующую форму коллективного сознания. С изменением потребностей человечества, будут появляться новые виды деятельности, уточняться старые и формулироваться новые общечеловеческие ценности.

На уровне коллективного сознания общечеловеческие ценности носят объективный характер. В процессе онтогенетического развития человек присваивает те или иные ценности, которые приобретают субъективную окраску. При этом здесь существует вероятностная детерминация: человек, группа, целый народ может принять, а может и не осознать до конца те или иные общечеловеческие ценности. Здесь уже большую роль играет идеология, политика и, в конечном счете, образование в том или ином обществе.

Таблица 1.

Становление общечеловеческих ценностей в процессе филогенеза человечества

Потребность Вид деятельности Форма коллективного сознания Ценность-
цель
Ценность-средство Ценность-норма Ценность-качество
Самопознание Мышление Философия Человек Рефлексия Самоуважение Чувство собственного достоинства, гуманность
Само-сохранение Деятельность по самозащите (военная) Витальное сознание Жизнь Активность Долголетие Оптимизм, мужество
Здоровье-сбережение Медицина ЗОЖ Здоровье Физкультура Хорошее самочувствие, бодрость Забота о своем здоровье
Сохранение среды
обитания
Экологическая деятельность Экологическое сознание Земля Эко-технологии Экологическая грамотность Любовь к природе, к животным
Само-идентификация Историко-краеведческая деятельность Этническое и национальное самосознание Отечество Традиции, обряды, народность Любовь к Отечеству Патриотизм
Продолжение рода Рождение и воспитание детей Житейское (бытовое) сознание Дети Семья Доверие, взаимо-понимание Ответствен-ность
Материальное благополучие Экономическая деятельность Экономическое сознание Богатство Личный труд Умеренность Трудолюбие
Потребность жить в мире Дипломатия Пацифизм Мир Переговоры, пансофия Дружба народов Эмпатия
Потребность
в само-реализации
Политическая деятельность Политика Свобода Демократия Само-реализация, гражданская активность Внутренняя свобода, креативность
Потребность жить в обществе Законо-творческая деятельность Право Справедли-вость Равенство перед законом Уважение к закону Честность, дисциплини-рованность
Потребность благо-расположения Добро-творческая деятельность Мораль Добро Плодотворная любовь Добро-творчество, друго-доминантность Доброта, любовь к людям, чуткость
Потребность
в прекрасном
Художественно-эстетическая деятельность Искусство Красота Само-выражение Стремление к прекрасному Культурность
Потребность
в познании
Научно-исследо-вательская деятельность Наука Истина Познание, образование Образован-ность Мудрость
Потребность
в вере
Религиозная деятельность Религия Бог Вера,
надежда, любовь (агаппе)
Свобода
совести
Религиозная терпимость

Общечеловеческие ценности, преломляясь через призму индивидуальной жизнедеятельности, через внутренний мир индивида (его интересы, стремления, склонности), входят в психологическую структуру личности в форме личностных ценностей, являясь одним из источников мотивации ее поведения. Система личностных ценностей складывается в процессе деятельностного распредмечивания индивидами содержания общечеловеческих ценностей, объективированных в произведениях материальной и духовной культуры. Личностными ценностями становятся те смыслы, по отношению к которым субъект самоопределился. Поэтому, как правило, для личностных ценностей характерна высокая осознанность, они отражаются в сознании в форме ценностных ориентаций и служат важным фактором социальной регуляции взаимоотношений людей и поведения индивида.

Исследуя педагогическую значимость общечеловеческих ценностей как ценностных ориентаций, необходимо рассматривать их в совокупности, в определенной системе, где каждая отдельно взятая ценность является элементом в целостной структуре общегуманитарных ценностей. Данная система составляет внутренний стержень культуры общества, являясь объединяющим звеном всех отраслей материального и духовного производства, всех форм коллективного сознания. Рассматривая общечеловеческие ценности как систему обобщенных целей образования, нам важно выявить ведущие доминирующие (родовые) компоненты в системе общечеловеческих ценностей, которые могут выступать в качестве цели при формировании ценностных ориентаций школьников. Таковыми мы видим, в первую очередь, ценности-цели, которые, как уже было сказано, являются идеальными целями общечеловеческих видов деятельности (см. Рис 2).


Рис.2. Система общечеловеческих ценностей-целей

Оставаясь на позиции гуманистической педагогики, мы можем смело утверждать, что центральным, системообразующм компонентом в структуре общечеловеческих ценностей является Человек как центр ценностных отношений, как их конечный продукт, как самоцель. Рассматривая общечеловеческие ценности как целостную систему, мы не можем не выделить несколько уровней в этой системе в логике становления и развития человека от индивида до индивидуальности. Опираясь на теорию возвышения потребностей А.Маслоу, можно утверждать, что первый уровень в системе общечеловеческих ценностей представляют, на наш взгляд, ценности, которые составляют основу бытия человека и являются потребностью и условием его существования, прежде всего как биологического существа, как индивида. Это так называемые «витальные», жизненно важные ценности, такие как Жизнь, Здоровье, Земля, Отечество, Дети, Богатство, Мир. Изначально ценностью-целью экономической деятельности мы видели труд, но системный анализ общечеловеческих ценностей позволил прийти к выводу, что труд сам по себе не может быть самоцелью, личный труд человека скорее является ценностью-средством, а идеальной целью экономической деятельности выступает «богатство» как извечное стремление человека к материальному благополучию. И богатство, или «священная частная собственность» по выражению Ж.-Ж.Руссо, является общечеловеческой ценностью лишь при условии личного труда человека, ценностью-нормой при этом должна быть умеренность (Демокрит, Я.А.Коменский и др.), а ценностью- качеством – трудолюбие. Семья, которую мы ранее рассматривали в качестве идеальной цели воспроизводства новых поколений, также не может являться самоцелью. Семья создается для рождения и воспитания детей как наиболее благоприятная среда для их разностороннего развития. Именно ребенок, дети являются самоцелью, общечеловеческой ценностью, а семью необходимо рассматривать как ценность-средство.

Следующий уровень, на наш взгляд, составляют ценности, являющиеся условием достойного существования человека в обществе как субъекта собственной деятельности и как личности. К таким общечеловеческим ценностям можно отнести «свободу» как важнейшее условие творческой самореализации человека и «справедливость» как равноденствующую индивидуальных претензий на свободу. Демократия и равенство всех перед законом при этом выступают как ценности-средства. В деле образования и развития Человека духовного, индивидуальности, первостепенное значение, с нашей точки зрения, имеют именно духовные ценности, которые включают в себя такие наиболее общие понятия как «Добро», «Красота», «Истина» и составляют содержание третьего уровня.

В деле воспитания подрастающих поколений крайне важно осуществлять комплексный подход к формированию общечеловеческих ценностей. В данном случае мы имеем в виду, что ценностям-целям должны обязательно соответствовать ценности-средства, соблюдаться необходимые общечеловеческие ценности-нормы и только при соблюдении этих условий у детей будут формироваться и значимые ценности-качества. В противном случае ценность-цель, например, «добро» при использовании негодных средств может превратиться в свой антипод – «зло».

Системные представления об общечеловеческих ценностях необходимо формировать у детей как можно раньше, так как именно они должны стать, по нашему глубокому убеждению, тем внутренним критерием развивающейся личности, с позиций которого она будет оценивать ценности всех других уровней. Общественно значимым посредником между коллективным сознанием, представляющим собой совокупность значений, заключенных в знаках культуры, и индивидуальным сознанием ребенка, носителем части этого сознания является учитель и во многом от него зависит, какой смысл будет заложен в усваиваемые ребенком значения.

В ходе экспериментальной работы в одной из уфимских школ учащимся было предложено ранжировать общечеловеческие ценности в соответствии с личностной значимостью для них. Вопреки нашим ожиданиям даже первоклассники в целом смогли справиться с заданием, что говорит об уже достаточно сложившихся ценностных представлениях. Затруднения, в основном, были связаны с ранжированием всех пятнадцати понятий. Исследование достаточно четко показало, что предпочтения детей младшего школьного возраста связаны с так называемыми «витальными», жизненно важными ценностями первого уровня, обеспечивающими потребности и условия выживания человека как индивида, такими как жизнь, здоровье, Земля, отечество, семья, богатство, мир. Наиболее значимым понятием для данной категории детей является, безусловно, «семья». Семья сохраняет свое ведущее значение и для подростков, хотя приблизительно 10 процентов из них или ставят семью на последнее место, или вычеркивают из списка ценностей вообще. Отсюда можно сделать предположение о том, что эти 10 процентов детей, возможно, составляют группу «риска» из неблагополучных семей. Другими наиболее значимыми понятиями, которые младшие школьники приблизительно в равных пропорциях ставили на первые места, были «жизнь», «Земля» и «мир». Дети младшего школьного возраста еще плохо осознают такое достаточно абстрактное для них понятие, как «человек». Понимание человека как высшей ценности появляется только в подростковом возрасте, да и то далеко не у всех учащихся. Ценности второго уровня, составляющие условия жизнедеятельности человека в социуме как личности, такие как «свобода» и «справедливость» младшими школьниками практически не осознаются, в то время как в подростковом возрасте в рейтинге личностных ценностей выходят уже на первые места, хотя чаще всего понимаются неправильно. Ценности третьего, духовного уровня, такие как «добро», «красота», «истина» не воспринимаются детьми младшего школьного возраста как ценности или трактуются ими своеобразно. Так, например, «добро» они воспринимают как материальное благополучие, как «вещи»; красота понимается ими только как внешность человека и отрицается как ценность. В завершение нашего краткого анализа ценностных представлений учащихся необходимо отметить, что ценности-цели, ценности-средства, ценности-нормы и ценности-качества в понимании детей практически не соотносятся и если совпадения и случались, то носили случайный, а не осознанный характер. Так, например, дети не соотносят такие понятия, как «человек» и «гуманность», «жизнь» и «активность», «свобода» и «креативность» и др.

В результате проведенного исследования мы пришли к выводу, что ценности первого уровня находятся в «зоне актуального развития» детей и нуждаются лишь в уточнении, углублении и систематизации, а вот ценности второго и третьего уровня составляют «зону ближайшего развития» младших школьников и даже подростков и здесь необходима серьезная работа учителя по разъяснению истинного смысла понятий и особенно это касается понятия «человек», так как без осознания его истинного значения становится затруднительным правильное понимание и всех других ценностей. Более того, учитывая психологические особенности присвоения подростками ценностных ориентаций, можно утверждать, что система общечеловеческих ценностей будет воспринята подростком только при условии сформированности ценностного отношения к системообразующему элементу – Человеку как высшей ценности, что невозможно без формирования позитивной “Я - концепции”, без чувства подлинного самоуважения подростка, его любви к себе и окружающим людям.

Таким образом, обобщая содержание нашей статьи, мы можем сделать выводы о том, что в качестве обобщенных целей современного образования, ориентированного на гуманистическую парадигму, должны выступать общечеловеческие ценности, которые являются таковыми, потому что объективно отражают потребности всего человечества, обладают общечеловеческой значимостью, являются условием удовлетворения потребности человечества как совокупного субъекта. Общечеловеческие ценности как обобщенные цели образования представляют собой целостную систему, построенную в соответствии с логикой культурного развития человечества в филогенезе и каждого отдельного человека в онтогенезе.

В соответствии с логикой деятельностного подхода общечеловеческие ценности-цели носят родовой характер, по отношению к которым видовыми являются ценности- средства, ценности-нормы и ценности-качества. Формирование общечеловеческих ценностей у подрастающего поколения осуществляется через включение детей в различные виды деятельности, соответствующие их способностям и возможностям, через создание ситуации успеха и самореализацию личности ребенка. Система общечеловеческих ценностей выступает как внутренний критерий для оценки ценностей всех других уровней: личностных, групповых, этнических, социальных и др.

Чем глубже осознает человек общечеловеческие ценности и принимает их как личностные, тем больше он приобщается к мировой культуре, тем более аппелирует к тому, что объединяет, а не разъединяет людей, что и является главным условием формирования культуры мира. Таким образом, культура каждого отдельно взятого человека (в том числе и культура мира) располагается на границах осознания им общечеловеческих ценностей, т.е. человек, интериоризировавший данные ценности, переведший их во внутренний план, осознавший их как личностные ценности и руководствующийся ими в своей повседневной практической деятельности есть культурный человек.


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Сластенин В.А., Чижакова Г.И. Введение в педагогическую аксиологию: Учебное пособие. – М., 2003.

3. Божович Л.И. Личность и её формирование в детском возрасте. – М., 1968.

2. Выготский Л.С. Педагогическая психология // Л.С. Выготский. Собр. соч.: В 6 т. – М., 1991. Т. 3.